Печать
Категория: Информация
Просмотров: 1183

ITsfmOAlPJ4 1

Что заставляет нас качать головой и непроизвольно притопывать в бит, и зачем мы толпимся на вечеринках, неловко переминаясь с ноги на ногу? Танцы являются неотъемлемой частью человеческой культуры, и в этом материале мы решили взглянуть на них с научной стороны. Многие процессы стимулируют систему поощрения в нашем мозге, среди них — координированные движения. Из-за этого мы любим танцевать, по этой причине нас (если не всех, то хотя бы некоторых) завораживают хорошо поставленные бои в кино, марширующие люди или «машины Руба Голдберга». Учёные не могут найти однозначной причины этого феномена. Но движения под музыку (которая сама по себе вызывает выбросы гормона радости) — в​​сущности, танец — представляют для человека двойное удовольствие. Желание двигаться в ритм издревле поселилось в нашей нервной системе. Существует определённая связь между слуховой зоной мозговой коры, которая обрабатывает звук, и областью мозга, которая участвует в планировании и производстве движений. Эта связь особенно хорошо налажена, если человек учится петь. Для того чтобы подражать преподавателю по вокалу, прилежный ученик должен научиться представлять, как связывать слышимый эталон с возможностью его воспроизведения. Мы не единственные животные, которые могут двигаться в такт, но другие виды фауны, с которыми мы разделяем эти умения, немного удивляют. Например, наши ближайшие родственники — шимпанзе — не двигаются под музыку, но они и не умеют подражать звукам. Однако попугаи и какаду, которые отлично имитируют голоса, также хорошо двигаются в ритм. То есть, по сути, желание танцевать напрямую связано с возможностью подражать звукам. Из этого можно сделать вывод, что, когда мы слушаем музыку, мы подсознательно пытаемся её сымитировать, например, притопнуть в такт сильной доле или изобразить соло на гитаре в воздухе. Отсюда же возникает желание подпеть любимой песне. Научное исследование, опубликованное в журнале Science в 2006 году, предположило, что в древности умение танцевать было связано с выживанием. Танцы для наших доисторических предков были одним из способов общения, особенно в трудные времена. Поэтому, как считают учёные, первые люди, которые имели лучшее чувство ритма, возможно, имели эволюционное преимущество. Исследователи изучили ДНК групп танцоров и людей, никогда не проявлявших склонностей к танцам, и обнаружили, что танцоры имеют гены, связанные с предрасположенностью к лучшей коммуникации в социуме. Кроме того, было установлено, что танцоры имеют более высокий уровень серотонина, который, как известно, влияет на позитивный настрой. Эти два фактора говорят о том, что танцоры являются (потенциально) более социальными личностями. Отнюдь не сенсация, что люди также танцуют ради привлечения противоположного пола. Британский археолог Стивен Дж. Митен, изучающий культуру неандертальцев, доказал, что наши предки занимались этим ещё 1,5 млн лет назад. То есть на доисторических танцполах происходило примерно то же самое, что и на современных. «Во многих обществах сегодня танцы используются в качестве презентации себя для привлечения партнёра, — указывает Митен. — Танцы являются средством, чтобы показать свои физические данные и координацию — качества, которые были важны для выживания в доисторическом обществе охотников-собирателей». Система поощрения в мозге, заставившая нас полюбить танцы, напрямую связана с двигательными функциями. Историки считают, что сама музыка была создана благодаря ритмическим движениям, а первые «треки» представляли собой простой синхронный топот. Кроме того, мы очень чувствительны к движениям тел других людей. Установлено, что у наблюдающих за танцами других, активизируются отдельные участки мозга, ответственные за движения. Связано это с наличием зеркальных нейронов, ответственных за подражание. Эти клетки в коре головного мозга возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим существом. Такие нейроны были обнаружены у приматов, утверждается их наличие и у людей, и у некоторых птиц. Когда люди видят, что кто-то танцует, зоны движения в их головном мозге также активируются Наше сенсорное восприятие связано с моторно-двигательной активностью, а музыка и танец выступают в роли приятного катализатора взаимодействия сенсорных и моторных цепей. Это особенно заметно, когда в начале вечеринки вокруг пустого танцпола толпятся люди, но никто не решается начать танцевать первым. Как только самые осмелевшие выходят в центр зала, за ними подтягиваются и все остальные. Это происходит на бессознательном уровне: когда люди видят, что кто-то танцует, зоны движения в их головном мозге также активируются.Удовольствие другого рода, которое получает наш мозг от наблюдения за танцами, связано с нашей любовью предугадывать события. Наблюдатель в момент, когда танцор ещё не довел па до конца, благодаря подсказкам музыки может прогнозировать его дальнейшие движения, и, когда он угадывает их, срабатывает поощрительная система в мозге. Получается, что люди получают удовольствие как от наблюдений за танцами, так и от участия в них. Отсюда произрастает любовь человека к коллективным танцам, которые, помимо прочего, дают ощущение единения.